Положение о внутренней системе оценки качества

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ЭЛЬВАРТЫНОВА ИЛЬИ НИМАНОВИЧА»

ПОЛОЖЕНИЕ
О внутренней системе оценки качества образования

г. Элиста, 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования в БПОУ РК
«Элистинский политехнический колледж имени Эльвартынова Ильи
Нимановича»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
образования (далее - Положение) определяет цели и задачи, принципы и
механизмы оценки качества, организационную и функциональную структуру
и реализацию процедур контроля и экспертной оценки качества образования.
Настоящий документ подлежит применению всеми

подразделениями

Колледжа, всеми должностными лицами и сотрудниками образовательной
организации;
1.2. Регламентирует порядок проведения внутреннего контроля оценки
качества образования в БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж
имени Эльвартынова Ильи Нимановича» (далее - Колледж) и разработано в
соответствии со следующими нормативно – правовыми актами Российской
Федерации:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральными государственными образовательными стандартами
среднего профессионального образования;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14.06.2013 г.№ 62 «Об утверждении Порядка проведения самообследования
образовательной организацией»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10.12.2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 15 января 2014 г. №14 «Об утверждении показателей мониторинга системы
образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14.06.13 №464 «Об утверждении порядка организации и осуществлении
образовательной Деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
- Уставом и другими нормативными локальными актами Колледжа.
1.3. Система оценки качества образования представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и
оценочных

процедур,

обеспечивающих

на

единой

основе

оценку

образовательных достижений обучающихся, эффективность реализации
образовательных программ с учетом запросов основных пользователей
результатов системы оценки качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества
образования
обучающиеся,

образовательного
их

родители

учреждения
и

(или)

являются:

преподаватели,

законные

представители

несовершеннолетних обучающихся, работодатели.
1.5. Колледж обеспечивает проведение необходимых оценочных
процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества,
обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных
результатов.
1.6. Настоящее Положение распространяется на деятельность всех
преподавателей Колледжа, осуществляющих профессиональную деятельность
в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на преподавателей,
работающих по совместительству.
1.7. В настоящем Положении используются следующие термины:
- качество образования - это интегральная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов

деятельности образовательного учреждения нормативным требованиям,
социальному заказу, сформированному работодателями и социальными
партнерами, обучающимися и их родителями и законными представителями
несовершеннолетних студентов.
- оценка качества образования - установление степени (уровня)
соответствия образовательных результатов обучающихся, образовательных
программ, условий осуществления образовательного процесса социально –
экономическим требованиям, зафиксированным в нормативных документах;
- контроль - процесс, протекающий в рамках определенных временных
границ, в ходе которого выявляются отклонения величины фактических
параметров управляемой системы от норм функционирования, оценивается
степень достижения педагогическим коллективом поставленных целей;
- контрольно-аналитическая деятельность - проверка результатов
деятельности Колледжа с целью установления исполнения законодательства
Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, в том числе
приказов, указаний, распоряжений директора Колледжа, а также с целью
изучения

последствий принятых управленческих решений,

имеющих

нормативную правовую силу;
- мониторинг качества образования - это система сбора, обработки
данных

по

внутренним

показателям

и

индикаторам,

хранения

и

предоставления информации о качестве образования при проведении
процедур оценки образовательной деятельности Колледжа, внутренних и
внешних аудитов, оценивание деятельности в рамках лицензирования,
государственной аккредитации, государственного контроля и надзора;
- внутренние
образования

-

показатели и индикаторы мониторинга

комплекс

показателей

и

индикаторов,

по

качества
которым

осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и
динамике качества образования;

- экспертиза - это всестороннее изучение и анализ состояния
образовательного

процесса,

условий

и

результатов

образовательной

деятельности;
- измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью
контрольно - измерительных материалов, имеющих стандартизированную
форму и содержание которых соответствует реализуемой в Колледже
основной профессиональной образовательной программы.
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:
 системы внутриколледжного контроля;
 государственной итоговой аттестации выпускников;
 мониторинга качества образования.
1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
 образовательная статистика;
 промежуточная и государственная итоговая аттестация;
 мониторинговые исследования;
 проведение внутренних аудитов;
 социологические опросы;
 отчеты преподавателей Колледжа;
 посещение занятий и внеклассных мероприятий.
В рамках проектирования внутренней системы оценки качества
образования выделены три объекта оценивания:
 образовательные программы, в том числе дополнительного
образования;
 условия реализации образовательных программ;
 результаты реализации образовательных программ.
2.Основные цели, задачи системы оценки качества образования
2.1. Основной целью формирования внутренней системы оценки
качества в Колледже является удовлетворение потребностей субъектов

образовательной деятельности, родителей, обучающихся, работодателей и
социальных партнеров в получении объективной информации о результатах
образовательной деятельности, о состоянии и развитии образовательного
процесса

в

Колледже,

повышения

эффективности

образовательной

деятельности.
Другие цели системы оценки качества образования:
 формирование единой системы диагностики и контроля состояния
образования,

обеспечивающей

своевременное

выявление

факторов

и

изменений, влияющих на качество образования в Колледже;
 получение объективной информации о функционировании и
развитии системы образования в Колледже, тенденциях его изменения и
причинах, влияющих на его уровень;
 предоставление учредителю, работодателям и всем участникам
образовательного процесса достоверной информации о качестве образования;
 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений
по обновлению образования;
 прогнозирование развития образовательной системы Колледжа.
2.2. Внутренняя система оценки качества образования в Колледже
создается на основе интеграции кадровых, методических, информационных,
организационно-управленческих

и

материальных

ресурсов

научно-

образовательного комплекса Колледжа для решения следующих задач:
- формирование единого понимания критериев качества образования и
подходов к его измерению;
- обеспечение доступности качественного образования;
- определение стимулирующих доплат работникам;
- получение объективной информации о состоянии качества образования
в Колледже,
- тенденций его изменений и причин, влияющих на его уровень;
- разработка системы диагностики и контроля состояния образования в

Колледже, обеспечивающей определение факторов и своевременное
выявление изменений, влияющих на качество образования в Колледже;
- повышение привлекательности Колледжа как поставщика кадров и
делового

партнера

для

работодателей

за

счет

высокого

качества

профессионального образования выпускников;
- разработка, внедрение и поддержание эффективной системы
менеджмента качества,
- проведение анализа и экспертизы функционирования системы
менеджмента качества
- структурных подразделений Колледжа;
- принятие обоснованных управленческих решений администрацией
Колледжа;
-

выработка

коррекционно-управляющих

мер

управленческого

воздействия;
 формирование системы аналитических показателей, позволяющих
эффективно
 реализовывать основные цели управления качеством образования;
 оценка состояния и эффективности деятельности Колледжа;
разработка

рекомендаций

структурным

подразделениям

по

проблемам повышения
 качества образования и содействие в их реализации;
оценка

качества

образовательной

программы

подготовки

специалистов среднего звена с учетом запросов основных потребителей
образовательных услуг;
 информационное, аналитическое обеспечение мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества
образования;
 документационное обеспечение системы менеджмента качества.

2.4. Ведущим принципом развития внутренней системы оценки качества
образования
в

колледже

является

принцип

открытости,

предполагающий

возможность обновления
нормативной базы оценки качества образования с учетом реально
наблюдаемых тенденций
перехода на новую современную модель образования и динамично
меняющихся запросов
потребителей образовательных услуг.
2.5. Принцип целесообразности при упорядочении информационных
потоков о состоянии качества образования в Колледже обучающихся,
инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом
потребностей

работодателей,

социальных

партнеров;

реалистичности

требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости; научности в подходах к разработке диагностического
инструментария и процессов оценки качества образования; гласности путем
включения

в

систему

общественной

экспертизы

всех

участников

образовательного процесса на всех этапах, открытости, прозрачности
процедур оценки качества образования, доступности информации о качестве
образования для потребителей вариативности систем оценки качества
образования, основанной на учете специфики реализуемых образовательных
программ; профессионализма путем подготовки экспертов по оценке
результатов и организации образовательного процесса; соблюдения моральноэтических норм в использовании информации об индивидуальных учебных и
внеучебных достижениях обучающихся.
3.Организационная и функциональная структура системы оценки
качества

образования

внутриколледжной

Организационная

оценкой,

экспертизой

структура,
качества

занимающаяся
образования

и

интерпретацией полученных результатов включает в себя: администрацию,

педагогический совет, научно – методический совет, предметные (цикловые)
комиссии Колледжа.
3.1. Администрация Колледжа:
 формирует концептуальные подходы к оценке качества образования;
 разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования;
 обеспечивает на основе программы подготовки специалистов
среднего звена проведение в Колледже контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования;
 координирует работу различных структур, деятельность которых
связана с вопросами оценки качества образования;


организует

изучение

информационных

запросов

основных

пользователей системы оценки качества образования;
 обеспечивает предоставление информации о качестве образования
Учредителю, заинтересованным работодателям;
 формирует информационно - аналитические материалы по
результатам оценки качества образования;
 принимает управленческие решения по развитию качества
образования на основе анализа результатов, полученных в процессе системы
оценки качества образования; проводит мониторинговые исследования;
 анализирует результаты исследований и вырабатывает
рекомендации по устранению
 отмеченных недостатков.
3.2. Педагогический совет Колледжа:
 участвует в разработке модели системы оценки качества
образования на уровне Колледжа;
 координирует функционирование системы оценки качества
образования на уровне Колледжа;

 обсуждает и принимает коллегиальные решения по стратегическим
вопросам оценки качества образования;
 планирует мероприятия в области оценки качества образования на
уровне Колледжа;
 участвует в разработке методики оценки качества образования и
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
Колледжа;
 участвует в разработке критериев оценки результативности
профессиональной
 деятельности преподавателей Колледжа;
 готовит предложения для администрации по выработке
управленческих решений по результатам оценки качества образования на
уровне Колледжа.
4.Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской
Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и
оценки качества образования.
4.2 Мероприятия по реализации целей и задач внутреннего
мониторинга оценки качества образования планируются и осуществляются
на основе проблемного анализа образовательного процесса Колледжа,
определения методологии, технологии и инструментария оценки качества
образования.
4.3 Мониторинг осуществляется в двух формах:
 постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется
непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с
соответствующей технологией сбора и обработки информации;
 периодический мониторинг осуществляется периодически в
соответствии с

программой мониторинга.
4.4. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую
структуру и включает в себя административный уровень и уровень
предметных (цикловых) комиссий Колледжа.
4.5. Проведение мониторинга требует координации действий
администрации.
4.6. Проведение мониторинга предполагает широкое использование
современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки,
хранения и использования информации.
4.7.

Реализация

мониторинга

предполагает

последовательность

следующих действий:
 определение и обоснование объекта мониторинга;
 сбор данных, используемых для мониторинга;
 структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и
оперативное использование информации;
 обработка полученных данных в ходе мониторинга;
 подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
ознакомление результатов среди пользователей мониторинга. Процедура
измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление
качественных и количественных характеристик объекта.
4.8. Основными инструментами, которые дают оценку системе качества
образовательной деятельности колледжа является анализ изменений
характеристик во времени (динамический анализ), сравнение одних
характеристик

с

аналогичными

в

рамках

образовательной

системы

(сопоставительный анализ).
4.9. При оценке качества образования в Колледже основными методами
установления фактических значений показателей являются экспертиза и
измерение.
4.10 Реализация внутреннего мониторинга качества образования
Колледжа

осуществляется через процедуры оценки качества:
государственную итоговую аттестации выпускников;
независимые формы итоговой аттестации;
мониторинг качества образования; внутренний аудит; конкурсы.
4.11. К методам проведения мониторинга относятся:
экспертное оценивание;
тестирование, анкетирование;
проведение контрольных и других квалификационных работ;
статистическая обработка информации и др.
4.12.

В соответствии с

принципом

иерархичности построения

мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне,
включаются в систему
показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.
5 Направления и механизмы оценки качества образования
5.1. Стабильное функционирование информационной подсистемы
внутренней системы оценки качества образования Колледжа обеспечивается
введением

конкретного

набора

показателей

и

механизмов

оценки

индивидуальных учебных, внеучебных и профессиональных достижений
обучающихся, оценки результатов педагогической деятельности, оценки
результатов деятельности структурных подразделений Колледжа, оценки
результатов деятельности образовательных систем.
5.2.
Мониторинг

качества

образования

в

Колледже

осуществляется

посредством механизмов оценки качества образования по направлениям.
5.2.1. Оценка качества образовательных результатов включает:
государственную итоговую аттестацию выпускников;
текущий контроль
обучающихся;

успеваемости и

промежуточную

аттестацию

мониторинговые

исследования

сформированности

качества

компетенций

по

знаний

учебным

обучающихся,
дисциплинам,

междисциплинарным курсам, профессиональным модулям;
участие

и

результативность

Колледжа

в

региональных

межрегиональных, российских конкурсах;
мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся
групп нового набора.
5.2.2.

Оценка

качества

организации

образовательного

процесса

включает:
результаты лицензирования и государственной аккредитации;
программно-информационное обеспечение, наличие сети Интернет,
эффективность ее использования в учебном процессе;
оснащенность

учебных

кабинетов

современным

оборудованием,

средствами обучения;
обеспеченность методической и учебной литературой, в том числе
электронной библиотекой;
оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности,
(производственной

санитарии,

антитеррористической

безопасности,

требования нормативных документов);
оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям
СанПиН;
диагностику уровня тревожности обучающихся групп нового набора в
период адаптации;
оценку отсева обучающихся на всех курсах обучения и сохранение
контингента обучающихся;
анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
оценку открытости

Колледжа

для

родителей

и

общественных

организаций.
5.2.3.

Оценка

образования включает:

системы

дополнительного

профессионального

степень соответствия программ дополнительного профессионального
образования нормативным требованиям;
реализация

направленности

программ

дополнительного

профессионального образования, заявленной в лицензии;
доля

обучающихся

(%),

охваченных

дополнительным

профессиональным образованием.
5.2.4. Оценка качества воспитательной работы включает:
степень

вовлеченности

преподавателей,

родителей

в
и

воспитательный
(или)

процесс

законных

коллектива

представителей

несовершеннолетних обучающихся;
качество планирования воспитательной работы;
охват обучающихся таким содержанием внеурочной деятельности,
которая соответствует их интересам и потребностям; наличие самоуправления
обучающихся;
удовлетворенность
представителей

обучающихся,

несовершеннолетних

родителей

и

обучающихся

(или)

законных

воспитательным

процессом;
исследование уровня воспитанности обучающихся;
положительная динамика количества правонарушений и преступлений
обучающихся.
5.2.5. Оценка профессиональной компетентности преподавателей и их
деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает:
- аттестацию преподавателей;
- отношение и готовность к повышению уровня квалификации и
непрерывному профессиональному развитию (систематичность прохождения
курсов, участие в работе методических объединений, саморазвитие и т.д.);
- знание и использование современных педагогических методик и
технологий;
- технологии дистанционного обучения, в том числе в режиме онлайн.
образовательные достижения обучающихся;

- подготовку и участие в качестве экспертов, аттестационных комиссий,
жюри и т.д.;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
5.2.6. Оценка здоровья обучающихся включает: наличие медицинского
кабинета и его оснащенность;
регулярность и качество проведения санитарно–эпидемиологических
профилактических мероприятий;
оценку заболеваемости обучающихся, преподавателей и других
работников Колледжа;
оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие
программы, режим дня, организация отдыха);
оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
диагностику состояния здоровья обучающихся.
5.2.7. Оценка продуктивности деятельности Колледжа включает:
- участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах разного уровня;
- участие обучающихся в научно-практических конференциях разного
уровня;
- участие обучающихся в фестивалях и творческих конкурсах;
- участие преподавателей в профессиональных конкурсах разного
уровня;
- участие преподавателей в творческих конкурсах разного уровня;
- оценку спортивных достижений обучающихся.
6.Организация внутреннего контроля качества образования
6.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом (программой), в
котором определяются:
цель и задачи контроля;
объекты;
направления;
формы и методы;
критерии контроля;

сроки проведения контроля.
План (программа) утверждается приказом директора Колледжа и
должен обеспечить достаточную и объективную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
6.2. Контроль осуществляет созданная комиссия под руководством
заместителя директора Колледжа.
В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться
компетентные

организации,

высококвалифицированные

отдельные

преподаватели

внешние

специалисты,

Колледжа,

представители

социальных партнеров.
6.3. Основанием для проведения контроля могут быть:
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в
области образования.
6.4. Результаты контроля оформляются в виде аналитической справки, в
которой указываются:
- цель контроля, степень ее реализации; сроки и соблюдение (причины
несоблюдения);
- состав комиссии, область ответственности каждого члена комиссии;
объем работы, проведенной в процессе проверки (количество посещенных
занятий, контрольных срезовых работ, тема обследования, предусмотренная
учебно-методическая документация и др.): анализ проведенной работы;
выводы;
- рекомендации и (или) предложения;
- орган, который подводит итоги контроля (Административный совет,
Педагогический совет, научно – методический совет, заседание предметной
(цикловой) комиссии, индивидуальная беседа).
6.5 Проверяемый преподаватель имеет право: знать сроки контроля и
критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и

методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями
комиссии; обратиться в вышестоящие органы управления образованием при
несогласии с результатами контроля и об их пересмотре.
6.6. По итогам контроля с учетом реального положения дел:
проводятся заседания советов Колледжа, заседания предметных
(цикловых) комиссий, рабочие совещания с работниками Колледжа;
рассматриваются вопросы о поощрении и награждении преподавателей
Колледжа.
6.7. Директор Колледжа по результатам контроля принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля (при необходимости);
о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
о поощрении работников;
другие решения в пределах своей компетенции.
6.8. Придание гласности и открытости результатов оценки качества
образования осуществляется путем предоставления информации:
основным

потребителям

результатов

системы

оценки

качества

образования;
средствам массовой информации через публичный доклад;
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества
образования на официальном сайте Колледжа.
7. Заключительные положения
7.1 Настоящее Положение вступает в юридическую силу с момента его
утверждения приказом директора Колледжа.
7.2 Изменения и дополнения к настоящему Положению принимаются в
порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе в
случае введения в действие новых нормативных актов и вводятся приказом
директора Колледжа.

7.3. Настоящее Положение после вступления в юридическую силу
действует до его отмены или принятия нового Положения по приказу
директора Колледжа.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.