1
Программа подготовки специалистов среднего звена бюджетного образовательного учреждения
Республики Калмыкия «Элистинский политехнический колледж» составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных
ситуациях» от 18 апреля 2014 г. № 352.
Организация-разработчик: БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»
Разработчики:
Нармаева И.М., зам. директора по УР БПОУ РК «ЭПТК»;
Бетикеев Н.И., председатель ПЦК физвоспитания и МЧС БПОУ РК «ЭПТК»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК физвоспитания и МЧС, протокол № 6 от « 28
» июня 2019 г.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета, протокол № 1
30 » августа 2019 г.
от «
©
БПОУ РК «Элистинский
политехнический колледж»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ...........................................................................................................4
1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки специалистов среднего звена
1.2. Нормативный срок освоения программы
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения
основной программы подготовки специалистов среднего звена …….…………..5
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного
процесса……………………………………………………………………………………7
3.1. График учебного процесса
3.2.Сводные данные по бюджету времени
3.3. Учебный план
3.4. Пояснительная записка
4. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной
программы………………………………………………………………………………..18
4.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
4.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса………………………………...21
6. Характеристика социокультурной среды ОУ, обеспечивающей развитие общих компетенций
обучающихся…………………………………………………………………………….26
7. Информационно – библиотечное обеспечение……………………………………...29
8. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной
программы……………………………………………………………31
9. Заключение о согласовании программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
………………………………………………………………………….37
3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 20.02.02
Программа подготовки специалистов среднего звена
реализуемая БПОУ РК
«Элистинский политехнический колледж» - комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества
подготовки обучающихся и выпускников по специальности СПО 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях»:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ (с изменениями и доп.);
приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. №1199 «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования»;
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования, утверждённым
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 (с
изменениями и дополнениями от 31.01.2014, от 14.11.2017 №1138);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных
ситуациях», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля
2014 г. № 352;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об
утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования» (с изменениями от 18 августа 2016 г. №1061);
- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru;
- Устав бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики
Калмыкия «Элистинский политехнический колледж», утвержденный приказом
Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 24.11.2014г. №1329;
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего
образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности
СПО от 17.03.2015 г. №06-259.
1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях» при очной форме
получения образования:
– на базе основного общего образования – 3 г. 10 месяцев.
4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности выпускников
организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций; планирование и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и
катастроф природного и техногенного характера и снижению их негативных последствий;
техническое обслуживание, ремонт и хранение аварийно-спасательной техники,
оборудования и снаряжения.
2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- люди, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, население и материальные
ценности, находящиеся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
- опасности, связанные с последствиями деятельности человека и природными
явлениями;
- потенциально опасные технологические процессы и производства;
- методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от
опасностей и вредного воздействия;
- методы и способы определения степени опасности, правила нормирования
опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания;
- методы и приемы выполнения аварийно-спасательных работ;
- организация и планирование деятельности аварийно-спасательных формирований;
- аварийно-спасательное оборудование и техника;
- средства оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- средства и системы связи и управления;
- первичные трудовые коллективы.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений
в чрезвычайных ситуациях.
2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению
чрезвычайных ситуаций.
3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и
оборудования.
4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих.
Техник-спасатель должен обладать общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
5
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Техник-спасатель должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных
подразделений в чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных
ситуациях.
ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной
ситуации.
ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийноспасательных работ.
2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению
чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные
ситуации.
ПК 2.5. Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения
чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и
оборудования.
ПК 3.1. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийноспасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических аварийноспасательных и автотранспортных средств.
ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств.
4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего
населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих.
6
3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. График учебного процесса
1. График учебного процесса
2. Сводные данные по бюджету
7 8
9
16
2
8
4
8
8
0
3
9
10 17 24
16 23 31
Всего, нед.
6 13 20
12 19 26
Каникулы, нед.
8 15 22
14 21 28
Итоговая гос. атт.
4 11 18 25 1
10 17 24 28 7
Произв. (профес.) практ.
и подготовка к итоговой
гос. атт. нед.
Для получ. первич.
навыков (учеб.)
По профилю
спец-сти (технолог.)
Преддипл. (квалиф.)
стажировка
Подг-ка к итоговой
аттестации
6 13 20
12 19 26
Теор.
обучение
Промежут. аттест. пред.
9 16 23
15 22 26
Август
Часов
2
8
Июль
27-VII-2-VIII
9 16
15 22
Июнь
10 11 12 13 14 15
11 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
1
3
2
8
Май
29-VI-5-VII
6
4
5 12 19
11 18 25
Апрель
27-IV-3-V
5
3
8 15 22
14 21 28
Март
30-III-5-IV
2
10 17 24 1
16 23 30 7
Февраль
23-II-1-III
1
3
9
Январь
26-I-1-II
6 13 20
12 19 26
Декабрь
29-XII-4-I
8 15 22
14 21 28
Ноябрь
27-X-2-ХI
1
7
29-IX-5-Х
Курсы
Октябрь
Недель
времени (в неделях)
Сентябрь
0
8
:: = =
23
:: = = = = = = = = = 39 1404 2
:: = = = = = = = = = 33 1188 2 6
16
:: = =
17
14
:: = =
16
8
8
8
8
8
8
= =
88
0
0
0
0
0
0
:: 0
0
0
8
8
8
8
8
= = = = = = = = 30 1088 2 3
:: Х Х Х Х III III
13
21 756
Итого
123
1 2
7
7
Практика для получения
Практика по профилю
Практика преддипломная
специальности
(квалификационная),
Промежуточная
первичных профессиональных
аттестация
(технологическая)
8
::
2
2
34
Итоговая государственная
Каникулы
аттестация
III
43
2
стажировка
Х
52
4
аттестации
0
52 11
10
4
государственной
навыков (учебная)
11
4
Подготовка к итоговой
обучение
52
4436 7 11 14 4
Обозначения:
Теоретическое
11
=
7
199
3.2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
Обучение по
Производственная практика
Государственная
дисциплинам и
Учебная
Промежуточная
Курсы
итоговая
Каникулы Всего
по профилю
преддипломная
междисциплинарным практика
аттестация
(для СПО)
аттестация
специальности
курсам
1
2
3
4
5
6
7
8
9
I курс
39
0
0
0
2
0
11
52
II курс
33
6
0
0
2
0
11
52
III курс
30
3
7
0
2
0
10
52
IV курс
21
2
7
4
1
6
2
43
V курс
123
11
14
4
7
6
34
199
Всего
8
3.3. Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия
«Элистинский политехнический колледж»
наименование образовательного учреждения
по специальности среднего профессионального образования
20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
код и наименование профессии / специальности
базовой подготовки
базовой или углубленной (только для СПО)
Квалификация: техник-спасатель
Форма обучения очная
Нормативный срок обучения
3 года и
на базе основного общего образования
10 мес.
9
План учебного процесса
1
2
Обязательная часть учебных циклов и практика
0.00
ОУД.00
ОУД.01
ОУД.02
ОУД.02
ОУД.03
ОУД.04
ОУД.05
ОУД.06
ОУД.07
ОУД.08
ОУД.09
ОУД.10
ОУД.11
ОУД.12
ОУД.13
ОУД.14
ФК.01
ОГСЭ.00
Общеобразовательный
учебный
цикл
Базовые дисциплины
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика (включая алгебру и
начала математического анализа,
геометрию)
История
Физическая культура
ОБЖ
Физика
Астрономия
Обществознание (вкл. экономику и
право)
География
Экология
Профильные дисциплины
Информатика
Химия
Биология
Дополнительные дисциплины
Калмыцкий язык
Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл
Дифференцированные
зачеты
Наименование
зачеты
Индекс
Экзамены
Формы
контроля
3
27
5
15
0
37
12
1,2
2
2
1,2
1
5
5768
1404
4428
1404
1707
428
1124
78
117
117
156
1124
78
117
117
40
900
1 курс
4
сем.
5
сем.
6
сем.
7
сем.
16
нед.
23
нед.
16
нед.
17
нед.
14
нед.
16не
д.
8
нед.
10
11
346
40
0
115
464
32
64
48
660
46
53
69
156
60
64
92
69
69
38
49
39
60
117
117
70
97
39
108
117
117
70
97
39
108
0
115
18
26
6
0
48
48
32
48
2
2
72
36
280
100
108
72
0
6
82
50
20
12
32
2
72
36
280
100
108
72
2
8
78
674
78
517
76
382
48
157
4 курс
3
сем
828
828
0
3 курс
2
сем
576
576
0
2 курс
1
сем.
2
2
2
2
2
2
2
2
0
Объем образовательной программы в
академических часах
Работа обучающегося во
взаимодействии с
преподавателем
Само
Занятия по
стоят
дисциплинам и МДК
ельна
Всего
я
Всег
В том числе
Прак
о по
ЛПЗ Курсо- тика работа
УД/
вой
МДК
проект
(раб.)
4
5
6
7
8
9
112
32
48
32
40
36
168
68
60
40
32
0
46
0
12
8
сем.
13
нед.
13
576
612
504
576
288
468
160
153
56
64
32
52
10
ОГСЭ.01
ОГСЭ.02
ОГСЭ.03
Основы философии
История
Иностранный
язык
профессиональной деятельности
4
3
в
ОГСЭ.04
Физическая культура
ОГСЭ.05
Калмыцкий язык
История Калмыкии/Дистанционные
информационные технологии
Математический
и
общий
естественнонаучный цикл
Математика
Информатика
Общепрофессиональный цикл
Инженерная графика
Техническая механика
Термодинамика, теплопередача и
гидравлика
Электротехника и электроника
Теория горения и взрыва
Автоматизированные
системы
управления и связь
Психология экстремальных ситуаций
Медико-биологические
основы
безопасности жизнедеятельности
Метрология и стандартизация
Правовые
основы
деятельности
аварийно-спасательных
формирований/
Социальная
адаптация и основы социальноправовых знаний
Безопасность жизнедеятельности
Профессиональный цикл
Организация и выполнение работ в
составе
аварийно-спасательных
подразделений в чрезвычайных
ситуациях
ОГСЭ.06
ЕН.00
ЕН.01
ЕН.02
П.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
ОП.11
ПМ.00
ПМ.01
МДК.01.01
Тактика спасательных работ
УП.01
ПП.01
Учебная практика
Производственная практика
Квалификационный экзамен
3,4
,5,
6,7
4,6,8
66
63
219
51
48
168
166
15
15
51
8
219
168
168
51
63
44
48
34
48
15
10
2
125
96
48
29
3
3
5
4
63
62
999
86
107
83
48
48
767
66
82
18
30
315
56
24
15
14
64
20
121
117
68
93
90
37
36
52
18
88
83
68
22
64
30
89
68
68
12
52
12
89
2142
352
68
1644
270
48
534
90
40
20
352
270
90
20
3
4
0
6
0
0
4
3
5
6
8
4
3
4
8
16
4
10
2
3,4,
5
4
5
4
10
0
0
51
48
32
34
28
32
16
26
32
34
28
32
16
26
48
34
0
96
0
0
0
0
0
0
48
48
208
32
48
323
34
34
84
48
0
104
28
27
16
51
42
42
48
20
19
68
0
0
0
20
25
19
64
52
64
21
16
68
52
900
288
21
498
82
82
216
72
0
0
112
112
68
136
102
364
56
112
102
56
464
0
256
0
216
72
5
11
312
0
ПМ.02
МДК.02.01
МДК.02.02
УП. 02
ПП.02
ПМ.03
МДК.03.01
ПП.03
ПМ.04
МДК.04.01
ПП.04
ПМ.05
МДК.05.01
ПП.05
ПМ.06
МДК.06.01
Организация
и
проведение
мероприятий по прогнозированию и
предупреждению
чрезвычайных
ситуаций
Организация защиты населения и
территорий
Потенциально опасные процессы и
производства
Учебная практика
Производственная практика
Квалификационный экзамен
Ремонт
и
техническое
обслуживание
аварийноспасательной
техники
и
оборудования
Аварийно-спасательная техника и
оборудование
Производственная практика
Квалификационный экзамен
Обеспечение жизнедеятельности в
условиях чрезвычайных ситуаций
Основы
обеспечения
жизнедеятельности и выживания в
чрезвычайных ситуациях
Производственная
практика
(по
профилю специальности)
Квалификационный экзамен
Выполнение работ по профессии ОК
016-94
16781 Пожарный
Тушение
пожаров,
проведение
аварийно-спасательных
работ
и
несение
службы
в
пожарных
подразделениях
Производственная практика
Квалификационный экзамен
Выполнение работ по профессии ОК
016-94
11442 Водитель автомобиля
Транспортировка грузов, перевозка
пассажиров,
техническое
обслуживание и ремонт автомобиля
3
2
1
396
6
5
177
8
7
219
304
102
136
50
168
52
20
1
2
8
1
6,8
2
258
198
88
5,6
258
198
88
0
2
0
0
56
80
56
80
108
393
302
90
5,6,
7
393
302
90
0
144
60
0
0
0
34
84
80
34
84
80
386
296
80
7
386
296
132
91
0
0
0
0
357
274
84
5,6,
7
274
210
50
104
0
0
70
64
64
104
70
64
64
104
72
72
128
64
104
128
64
104
91
0
108
90
0
0
0
0
0
90
108
2
64
108
144
1
104
72
108
2
64
36
60
7
8
3
0
36
72
6,
7
8
3
0
51
20
6
6
2
92
41
6
7
8
1
108
0
144
108
83
0
0
0
0
98
112
64
98
48
64
64
12
0
Правила и безопасность дорожного
движения
УП.06
6
6,
7
Учебная практика
Квалификационный экзамен
ПДП
Преддипломная практика
ГИА
Государственная итоговая
аттестация
83
64
34
19
64
144
72
72
7
4
нед.
6 н.
дисциплин и МДК
Консультации по 4 часа на одного обучающегося в учебном году
Государственная итоговая аттестация
1. Программа базовой подготовки
1.1. Дипломный проект
Выполнение дипломного проекта с 18 мая по 14 июня (всего 4 нед.)
Защита дипломного проекта
с 15 июня по 28 июня (всего 2 нед.)
учебной практики
производственной практики/
преддипломной практики
экзаменов
дифференцированных зачетов
зачетов
13+1
11
12
9
9
8
13
0
0
15+
1
0
0
0
0
6 нед.
0
0
2 нед.
3 нед.
5 нед.
2
7 нед.
2
0
1
4
10
0
3
4
1
3
5
1
2
4
1
4
4
1
0
4
1
0
0/ 4
нед.
3
4
0
13
2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
Обучение по
дисциплинам
Курсы
и
междисциплин
арным курсам
1
2
I курс
39
II курс
33
III курс
30
IV курс
21
V курс
123
Всего
Производственная практика
по профилю
специальности
преддипломная
(для СПО)
Промежуто
чная
аттестация
3
0
6
3
2
4
0
0
7
7
5
0
0
0
4
7
2
2
2
1
8
0
0
0
6
9
11
11
10
2
10
52
52
52
43
11
14
4
7
6
34
199
Учебная
практика
Государственная
итоговая аттестация
Каникул
ы
Всего
14
Циклы
Общеобразовательные
дисциплины
итого
Общий гуманитарный и
социальноэкономический цикл
52Математический и
общий
естественнонаучный
Общепрофессиональные дисциплины
Профессиональные
модули
Учебная практика
Произв. практика
Преддипломная
практика
ГИА (216)/ДЭ (72)
Промежуточная
аттестация
Вариативная часть
Итого по ППССЗ:
Всего в неделю (часов):
ФГОС
1404+
72
1476
не
менее
432
не
менее
40
не
менее
572
не
менее
1044
900
144
Всего
ауд.
зан.
1404+
72
1476
1 сем. -16
н.
2 сем. 23 н.
576
828
576
828
3 сем. 16 н.
4 сем.
17 н.
5 сем. -14
н.
6 сем 16
нед.
7 сем. 8
н.
8 сем.
13 н.
612
153
504
56
576
64
288
32
468
52
517
-
-
576
160
96
-
-
96
-
-
-
-
-
767
-
-
208
323
84
48
0
104
1644
-
-
112
136
364
464
256
312
72
108
180
72
252
396
504
144
216
144
216
180
216
180
36
36
36
36
36
36
0
936
5940
5940
576+36
828+36
576+36
36
36
504+72+
36
36
576+288+
36
36
288+324
36
612+216+
36
36
216
36
468+144+
216+36
36
15
Расчет практикориентированности
Проф. модули
ПМ.01
ПМ.02
ПМ.03
ПМ.04
ПМ.05
ПМ.06
Итого:
Ауд.
часы
180
202
110
212
216
190
1110
ЛПЗ
90
102
88
90
80
84
534
Курс.
проект
20
20
40
УП
ПП
216
36
144
396
72
72
108
144
108
504
ПДП
ПрО
144
59%
16
1. Пояснительная записка
Настоящий учебный план бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Калмыкия «Элистинский политехнический колледж» разработан
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе
подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях», утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 352 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции РФ 10 июня 2014 г. рег.№32657).
Учебный план ежегодно обновляется с учетом запросов работодателей, особенностей
развития республики, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной
сферы в рамках, установленных ФГОС СПО по специальности.
В Учреждении обучение ведется на русском языке, калмыцкий язык вводится в качестве
обязательного учебного предмета, как один из государственных языков Республики
Калмыкия.
Учебный год начинается 01 сентября и заканчивается в соответствии с календарным
графиком учебного процесса. Продолжительность учебной недели – шестидневная (в
субботу проводятся консультации, экзамены и т.д.). Предусмотрена группировка учебных
занятий парами. Интенсивность изучения дисциплин в неделю составляет не более 8
часов.
Максимальная учебная нагрузка студентов в неделю – 54 часа и включает 36 ч.
аудиторной нагрузки и 18 часов внеаудиторной работы (самостоятельная работа
студента).
В
промежуточную
аттестацию
студентов
включаются:
экзамен,
зачет,
дифференцированный зачет. Проведение зачетов и дифференцированных зачетов
осуществляется за счет часов, отводимых на дисциплину. Предусматривается выполнение
2 курсовых работ: по ПМ.01 «Организация и выполнение работ в составе аварийноспасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях», МДК 01.01 «Тактика
спасательных работ» – V сем., ПМ.02 «Организация и проведение мероприятий по
прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций» по МДК 02.02
«Потенциально опасные процессы и производства» – VIII сем.
Промежуточная аттестация проводится в форме сессий, на которые отводится 7 нед., из
них 2 нед. на I курсе. Предусмотрена пятибалльная система оценок.
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) состоит из инвариантной
части объемом 2088 часов и вариативной части объемом 936 часов.
Часы, выделенные на вариативную часть были использованы на:
- общий гуманитарный и социально-экономический цикл - 85 ч. (введенs дисциплинs
«калмыцкий язык» – 48 ч., «история Калмыкии» - 34 ч., на 3 ч. увеличена дисциплина
«основы философии»);
- математический и общий естественнонаучный цикл – 56 ч. (введена дисциплина
«информатика» - 48 ч., на 8 ч. увеличена дисциплина «математика»).
-профессиональный цикл увеличен на 795 ч. и направлены на усиление инвариантной
части:
- общепрофессиональные дисциплины – 195 ч.
- профессиональные модули - 600 ч.
Предусмотрено включение адаптационных
дисциплин, обеспечивающих
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц
с ОВЗ: Дистанционные информационные технологии, Социальная адаптация и основы
социально-правовых знаний.
В рамках профессионального модуля предусмотрено освоение обучающимися
следующих профессий рабочих, должностей служащих: 16781 «Пожарный» (при
освоении модуля предусмотрено изучение
МДК «Тушение пожаров, проведение
аварийно-спасательных работ и несение службы в пожарных подразделениях» в объеме
296 ч. Проведение практики по профилю специальности в количестве 3 недель (108 ч.);
11442 «Водитель автомобиля» (предусмотрено изучение МДК «Транспортировка грузов,
перевозка пассажиров, техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 210 ч.,
«Правила и безопасность и дорожного движения» - 64 ч, предусмотрена учебная практика
в количестве 4 недель (144 ч.): из них: слесарная – 72 ч., станочная – 72 ч. Вождение
проводится вне сетки учебного времени в количестве 72 ч. согласно приказу
Минобрнауки РФ от 26.12.2013 г. №1408. Обучающимся успешно освоившим рабочие
профессии выдается свидетельство и присваиваются квалификационные разряды (max 3
разряд).
По дисциплине «Физическая культура» еженедельно предусмотрены 2 часа
самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки за счет различных
форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах и секциях. Для обучающихся
инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается особый порядок освоения дисциплины с учетом
состояния здоровья.
Для подгрупп девушек 48 часов (70% учебного времени), отведенного на изучение
основ военной службы, в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
используется на освоение основ медицинских знаний. На предпоследнем курсе в период
летних каникул совместно с военным комиссариатом г. Элиста с юношами проводятся
пятидневные учебные сборы.
Предусмотрена самостоятельная работа обучающихся. Конкретные формы
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждой дисциплине и
профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух
месяцев от начала семестра. Текущий контроль знаний осуществляется в форме устных и
письменных опросов, контрольных работ, тестирования, деловых и ролевых игр,
индивидуальных заданий, выполнения проектных заданий.
Промежуточная аттестация при освоения ППССЗ по специальности проводится в
форме зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов: зачеты и дифференцированные
зачеты – за счет времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину, экзамены –
за счет времени, выделенного ФГОС СПО.
Количество учебных дисциплин, МДК, модулей, выносимых на промежуточную
аттестацию по окончании их изучения в одном учебном году, не превышает восьми
экзаменов (в том числе квалификационных) и десяти зачетов, в том числе
дифференцированных.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ППССЗ по специальности (текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств. Фонды оценочных
средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для
государственной итоговой аттестации разрабатываются председателями ПЦК
и
утверждаются директором колледжа после предварительного согласования с
работодателем.
Занятия по дисциплине «иностранный язык», «калмыцкий язык», «физическая
культура», проводятся в подгруппах, если наполняемость каждой составляет не менее 8
человек.
Лабораторные и практические занятия по следующим дисциплинам и МДК:
«инженерная графика», «электротехника и электроника», «теория горения и взрыва»,
«тактика спасательных работ», «потенциально опасные процессы и производства»,
«аварийно-спасательная техника и оборудование», «тушение пожаров, проведение
аварийно-спасательных работ и несение службы в пожарных подразделениях»,
18
«транспортировка грузов, перевозка пассажиров, техническое обслуживание и ремонт
автомобиля», «правила и безопасность дорожного движения» проводятся в подгруппах,
если наполняемость каждой составляет не менее 8 человек.
Предусмотрены групповые и индивидуальные формы консультаций из расчета 4
часа на одного обучающегося на каждый учебный год.
Учебная практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено путем
чередования ее с теоретическими занятиями при обязательном сохранении на протяжении
учебного года объема часов. Предусмотрено проведение учебной практики по ПМ.01 в 4
семестре в объеме 216 ч., по ПМ.02 в 6 семестре в объеме 36 ч., по ПМ.06 в 6 семестре в
объеме 72 ч. и в 7 семестре в объеме 72 ч. Производственная практика проводится
концентрированно: по ПМ.01 в 5 семестре в объеме 72 ч., по ПМ.02 в 7 семестре в
объеме 72 ч., по ПМ.03 в 6 семестре в объеме 108 ч., по ПМ.04 в 6 семестре в объеме 72 ч.,
и в 7 сем. в объеме 72 ч.; по ПМ.05 в 7 семестре в объеме 108 ч. Преддипломная практика
в объеме 144 ч. проводится в 8 сем. Освоение модуля завершается сдачей
квалификационного экзамена с учетом оценки уровня освоения дисциплин и оценки
компетенций обучающихся по итогам полного курса учебной и производственной
практик. В качестве внештатных экспертов для приема квалификационного экзамена
привлекаются работодатели. Практики по профилю специальности (технологическая – 14
нед., 504 ч.) и преддипломная (4 нед., 144 ч.) проводятся по договорам на базовых
предприятиях республики.
Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломного проекта, на которую
отводится 6 недель, из них на подготовку к ГИА – 4 недели, защиту дипломного проекта –
2 недели.
Общеобразовательный цикл
Учебный план БПОУ РК «ЭПТК» рассчитан на третий уровень обучения: среднее
общее образование.
Учебный план колледжа
разработан на основе следующих нормативных
документов:
- ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего
образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.;
- приказ Минобрнауки России от 05 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего (полного) образования» с изменениями от
03.06. 2008 г. №164, 3.08. 2009 г. №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от
24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609, 07.06.2017 №506;
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. № 06-259);
- письмо Минобнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки от 17 февраля 2014 г. №02-68 «О прохождении государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»
- приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений
19
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004г.
№1312; с изменениями от 3 июня 2011г. №1994, от 01.02.2013г. №74;
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
- Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов БПОУ РК
«ЭПТК»;
- Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при
реализации ФГОС среднего общего образования в пределах освоения основной
образовательной программы среднего профессионального образования.
Общеобразовательный цикл сформирован с учетом естественнонаучного профиля
получаемого профессионального образования согласно Приказу Минобрнауки России от
29.10.2013 г. №1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего
профессионального образования», Рекомендаций
Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. № 06-259.
Нормативный срок освоения ОПОП по специальности для лиц, обучающихся на
базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение - 39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время
– 11 нед. и составляет 199 нед.
Время,
отводимое
на
изучение
дисциплин
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» составляет 70 часов, «Физическая культура» - 117 ч., введена
учебная дисциплина «астрономия» в объеме 39 часов за счет вариативной части
примерного учебного плана общеобразовательных дисциплин естественнонаучного
профиля.
Умения и знания, полученные обучающимися при освоении учебных дисциплин
общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются на последующих курсах
обучения в процессе изучения таких циклов программы подготовки специалистов
среднего звена, как «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл»,
«математический и естественнонаучный цикл», а также отдельных дисциплин
профессионального цикла.
Текущий контроль по дисциплинам общеобразовательного цикла проводится в
пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплину, как
традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Промежуточная аттестация при освоении программы среднего общего образования
проводится в форме зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов: зачеты и
дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на общеобразовательную
дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного на промежуточную аттестацию.
Экзамены обязательно проводятся по учебным дисциплинам: «русский язык и
литература», «математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;
«информатика,
«химия» - с учетом профиля получаемого профессионального
образования. По учебным дисциплинам: «русский язык и литература», «математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия» – в письменной форме, по
информатике и химии – в устной форме.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных нормами СанПиН.
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе с
продолжительностью урока не более 45 минут.
20
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
4.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
В соответствии с ФГОС СПО по специальности «Защита в чрезвычайных
ситуациях»
оценка качества освоения обучающимися основных образовательных
программ включает текущий контроль знаний и умений, промежуточную и
государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания
достижений обучающихся определяются Положением о текущем контроле и
промежуточной аттестации обучающихся.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств позволяющих оценить
знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Формами контроля знаний студентов и оценки качества их подготовки по циклам
дисциплин являются экзамены, зачеты, дифференцированные зачеты, курсовые работы,
лабораторные, практические работы, рефераты, тесты, контрольные задания, устный и
письменный опрос.
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных
образовательных достижений обучающихся применяются разные виды контроля.
Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося
и его готовности к восприятию и освоению учебного материала. Входной контроль,
предваряющий обучение, проводится в форме тестирования или контрольных заданий.
Текущий контроль результатов подготовки осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения
индивидуальных домашних заданий или в режиме тестирования в целях получения
информации:
- выполнение обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности;
- правильность выполнения требуемых действий;
- соответствие формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
- формирование действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности,
быстроты выполнения и др.) и т.д.
Промежуточная аттестация по дисциплине, МДК, учебной и производственной
практике профессиональных модулей осуществляется преподавателем в форме зачетов,
дифференцированных зачетов, экзаменов. Студенты в ходе промежуточной аттестации в
течение учебного года сдают не более 8 экзаменов и 10 зачетов.
Промежуточная аттестация по каждому профессиональному модулю заканчивается
– квалификационным экзаменом.
4.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Организация и проведение итоговой государственной аттестации выпускников
колледжа осуществляется на основе «Положения об организации итоговой
государственной аттестации выпускников колледжа», Программы государственной
(итоговой) аттестации, разработанных на основе приказов Министерства образования и
науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования», от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» .
Итоговая государственная аттестация проводится с целью:
21
- установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников ФГОС
среднего профессионального образования в части государственных требований к
минимуму содержания и уровню освоения компетенций и дополнительным требованиям,
установленным колледжем по специальности. Проводится в форме защиты дипломных
проектов.
Тематика дипломных проектов разрабатывается преподавателями с учетом заявок
предприятий, с ежегодной корректировкой, утверждается на заседании предметноцикловой комиссии и должна отражать направления деятельности обучающихся в
конкретной отрасли, а также выполняемые ими функции на предприятии.
Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной
работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием
целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика
выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей, входящих в программу подготовки
квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы определяются Колледжем на основании Программы государственной итоговой
аттестации по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»,
разработанной Колледжем и согласованной с работодателем.
В работе выпускник должен показать умение критически подходить к исследованию
теоретических вопросов, использовать законодательные и нормативные акты, инструкции,
относящиеся к рассматриваемой теме; использовать компьютерные методы обработки
информации, применяемые в сфере его будущей профессиональной деятельности.
При экспертизе работы в обязательном порядке
привлекаются
внешние
рецензенты. Для проведения защиты выпускных квалификационных работы приказом
директора Колледжа создается Государственная экзаменационная
комиссия,
председателем комиссии является представитель работодателя.
Защита выпускной квалификационной работы проводится публично на заседании
государственной экзаменационной комиссии.
При оценке защиты учитывается умение четко и логично излагать результаты своего
исследования, вести аргументированный диалог.
Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным
квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются директором
Колледжа после их обсуждения на заседании педагогического совета
с участием
председателей государственных экзаменационных комиссий.
Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой
уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов
промежуточной аттестации.
К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план с представлением документов, подтверждающих
освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из видов профессиональной деятельности. В том
числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах,
дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие
работы по специальности, характеристики с мест прохождения производственной
практики по осваиваемой программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
среднего профессионального образования
Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным
квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные директором
Колледжа, доводятся до сведения студентов, не позднее, чем за шесть месяцев до начала
государственной итоговой аттестации.
22
Членами государственной экзаменационной комиссии по медиане оценок освоенных
выпускниками профессиональных и общих компетенций определяется интегральная
оценка качества освоения программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и
государственную итоговую аттестацию выдаются дипломы установленного образца.
23
5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Реализация образовательной программы обеспечивается штатными педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, имеющих стаж работы в данной
профессиональной области не менее 3 лет.
Всего преподавателей – 31 чел., из них: штатных – 24 чел., внешних совместителей
– 5 чел., внутренних совместителей – 1 чел.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог
профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
образовательной
программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности не реже 1
раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной
деятельности и составляет 86%.
Качественный состав педагогических кадров:
Процент преподавателей с высшим образованием – 100%;
Процент преподавателей с квалификационными категориями – 64%; из них:
Процент преподавателей с высшей квалификационной категорией – 48%;
Процент преподавателей с первой квалификационной категорией – 16%;
24
6. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОУ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В бюджетном профессиональном образовательном учреждении РК
«Элистинский политехнический колледж» созданы условия для внеучебной работы с
обучающимися. Имеются в наличии планы, локальные акты, регламентирующие
воспитательную работу.
Функционируют
органы студенческого самоуправления: студсовет, совет
общежития.
Забота о здоровье студентов, создание нормальных жилищно-бытовых и
санитарно-гигиенических условий, создание здоровьесберегающего, экологического,
социально-культурного
пространства,
способствующего
сохранению
здоровья,
пропаганде здорового образа жизни, развитию социальной и творческой активности
студентов колледжа – важное направление деятельности администрации и
педагогического коллектива.
БПОУ РК «ЭПТК» располагает общежитиями на 550 мест общей площадью
7101,67
кв.м., оснащенным необходимым мягким и твердым инвентарем. Все
иногородние студенты обеспечены общежитием. Имеются четыре учебных корпуса. В
учебном корпусе и общежитии соблюдается температурный и световой режимы,
соответствующие требованиям СанПина, проводятся мероприятия по безопасности труда.
Содержание учебных корпусов соответствует установленным санитарногигиеническим нормам и правилам. Учебные кабинеты оснащены необходимой учебной
мебелью, техническими средствами обучения, компьютерной техникой.
В колледже для студентов и преподавателей работает медпункт, оснащенный
необходимым оборудованием и запасом медикаментов для оказания первой помощи.
В колледже имеется
столовая на 250 посадочных мест, оснащенная
необходимой мебелью, оборудованием, столовыми приборами.
Воспитательная деятельность в БПОУ РК «ЭПТК» осуществляется через
образовательную среду, производственную практику, научно-исследовательскую работу
студентов и систему внеучебной работы со студентами.
Определяющим документом организации воспитательной деятельности в
колледже является Программа развития воспитательной работы на 2015-2020 г.г., по
которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс.
Данная программа составлена на основе приоритетных направлений реализации
молодежной политики и образования в Российской Федерации и определяет основные
цели и задачи воспитания студентов, содержание и основные пути развития
воспитательной деятельности колледжа.
Программа реализует следующие направления воспитательной деятельности в
колледже:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственно - эстетическое воспитание
- правовое воспитание и профилактика правонарушений.
- пропаганда здорового образа жизни.
- организация самоуправления студентов;
Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и
целенаправленная деятельность образовательного учреждения по формированию у
подрастающего поколения высокого патриотического долга и конституционных
обязанностей. Формированию гражданского мировоззрения способствует весь учебно25
воспитательный процесс. Педагоги рассматривают патриотизм как
важнейшую
ценность, вбирающую в себя не только социальный, но и духовно-нравственный,
идеологический, культурно-исторический
компоненты. В колледже проводятся
мероприятия, направленные на воспитание уважения к прошлому нашей страны, чувства
гордости за героическое прошлое народа, формированию у подростка представления о
чести, достоинстве, героизме, долге и ответственности, на приобщение к чтению
исторической
литературы, воспитанию чувства толерантности, единства,
противостоянию экстремизма и терроризма (День призывника, мероприятия,
посвященные Дню победы в ВОв, Дню памяти жертвам политических репрессии). В
колледже успешно функционирует военно-патриотический кружок «Патриот».
Нравственно-эстетическое воспитание молодежи является неоспоримой и
важнейшей целью любого общества. Формирование у студентов толерантности, культуры
поведения и общения, способности видеть и ценить прекрасное в окружающем мире - вот
цели и задачи педколлектива. Стало хорошей традицией посещение студентами
спектаклей театров города, концертов Госфилармонии РК, музейных экспозиций,
проведение в колледже национальных праздников «Зул», «Цаган Сар», «Масленица», Дня
матери, Дня родного языка и др.
Пропаганда здорового образа жизни. В колледже создан Координационный совет
(КС) по формированию здорового образа жизни среди студентов, членами которого
проводятся месячники охраны здоровья: «Профилактика травматизма и инфекционных
заболеваний», «Профилактика СПИД и ЗППП», «Профилактика алкоголизма и
туберкулеза», «Профилактика табакокурения и наркомании», декада «Профилактика
террористических угроз». В колледже разработаны и успешно реализуются программа
«Антисуицид».
В колледже ведется
активная работа по психолого-педагогическому и
социальному сопровождению образовательного процесса. Начинается она с работы по
адаптации студентов групп нового набора: психолого-педагогическая и предметная
диагностика, посещение уроков и мероприятий в группах нового набора; работа с
классными руководителями и активами групп; формирование коллектива; изучение
личности студентов, составление социальных паспортов; работа с медицинскими
карточками; проведение родительских собраний по итогам адаптации; вовлечение
студентов-первокурсников в общественную деятельность, кружки и секции.
Правовое воспитание и профилактика правонарушений
С целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних студентов
создан Советом профилактики для работы по предупреждению правонарушений и
преступлений, укреплению дисциплины среди студентов. Особо пристального внимания
заслуживает проблема формирования правосознания у подростков, выработки у молодежи
системы представлений правовых знаний, личных убеждений в целесообразности и
необходимости сообразовывать свои действия и поведение с законом. Эта работа
осуществлялась через следующие формы и методы:
-знакомство студентов с нормативными документами колледжа;
-информирование о мерах социальной поддержки студентов;
-работа по адаптации первокурсников;
-составление социального паспорта групп и колледжа;
-классные часы по правовому воспитанию;
-Совет профилактики;
-Координационный Совет по здоровому образу жизни;
-индивидуальная работа с учащимися; с родителями;
-тематические родительские собрания;
-ежедневный контроль за посещаемостью, внешним видом и поведением
студентов;
-организация досуговой деятельности учащихся во внеурочное время;
26
-организация дежурств на дискотеках и в местах отдыха подростков;
-дежурство администрации и преподавателей в корпусах;
-участие администрации совместно с КДН и ПДН в рейдах по местам скопления
молодежи;
-пропаганда здорового образа жизни;
-отделенческие и общеколледжские линейки;
-привлечение работников УВД по г.Элиста к участию в классных часах и
индивидуальной работе со студентами, стоящими на внутреннем контроле;
-сотрудничество с КДН г.Элисты и районов;
-изучение социально-бытовых условий студентов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; студентов, стоящих на учете.
Студенческое самоуправление представляет собой одно из средств, служащих
достижению определенных педагогических целей, основными из которых являются:
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи,
развития потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного
развития страны. Студенческий Cовет - это высший орган студенческого самоуправления
в колледже, который определяет следующие цели:
-привлечение студентов к активному участию в жизни колледжа;
-обеспечение представительства студенчества в постоянных и временных органах
управления колледжем;
-развитие лидерских качеств, самостоятельности, гражданской ответственности
студентов;
-пропаганда здорового образа жизни у студентов колледжа;
-организация работы старостата колледжа;
-развитие волонтерского движения в колледже.
27
7. Информационное обеспечение реализации основной
профессиональной программы
В образовательном процессе задействовано 80 компьютеров, по техническим
характеристикам соответствуют современным стандартам, имеется локальная сеть с
возможностью централизованного подключения к Интернету. В Колледже оборудован
класс для обучения учащихся вождению и правилам дорожного движения. Доступ к
интернету по технологии DNSL со скоростью 2 МБ, оптиковолокно со скоростью 4МБ
предоставляет компания провайдер ОАО Ростелеком. Данный провайдер обеспечивает
услуги контент фильтрации.
Официальный сайт колледжа www.epk.08.ru
соответствует требованиям Правил
размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2012 г. N 343). На компьютерах
Учреждения имеется частичное лицензионное программное обеспечение: антивирусная
защита, Windows Vista, Office-2003, Macoffice.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или)
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебнометодическим
печатным
и
(или)
электронным
изданием
по
каждому
междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на
каждого обучающегося.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
7.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программа подготовки специалистов по специальности 20.02.02 обеспечена
учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам
и профессиональным модулям ППССЗ.
По каждой дисциплине, профессиональному модулю сформированы рабочие
программы и учебно-методические комплексы, содержащие методические рекомендации
по изучению дисциплины, профессионального модуля, учебные материалы (конспекты
лекций, слайды, контрольные задания, методические указания по выполнению,
контрольных работ, образцы тестов и т.п.).
Для прохождения учебной и производственной практик разработаны
соответствующие программы; для подготовки к государственной итоговой аттестации методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы.
В образовательном процессе используются компьютерные технологии обучения.
Для формирования информационной культуры обучающихся в колледже используются
энциклопедии в электронном формате.
Для проведения уроков преподаватели используют:
Презентации: Power Point.
Видеосюжеты и видеофильмы.
Электронные учебники и пособия, демонстрация с помощью компьютера и
мультимедийного проектора.
28
Образовательные ресурсы Интернета.
Электронные энциклопедии и справочники.
DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями.
В образовательном процессе реализуется
компетентностный подход с
использование
активных форм проведения занятий с применением электронных
образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых
проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов,
групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития
общих и профессиональных компетенций обучающихся.
29
8. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы
Для реализации ППССЗ по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных
ситуациях» в Колледже создана материально-техническая база, обеспечивающая
проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной,
практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных
учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам.
№ каб.
10,15
Наименование
Кабинеты
4 учебных корпуса
2 общежития на 550 мест
столовая на 250 посадочных места
медпункт
Гуманитарных дисциплин
16,17
Социально-экономических дисциплин
7а, 9
31
22
Иностранного языка
Математики
Безопасности жизнедеятельности и охраны
труда
Инженерной графики
Технической механики
Психологии
Предупреждения, оповещения и мониторинга
ЧС
Тактики спасательных работ; Основ выживания
в ЧС
Лаборатории
Электротехники и электроники
Обслуживания средств индивидуальной защиты
органов дыхания (СИЗОД)
Информатики и информационных технологий
Горения и взрывов
Термодинамики, теплопередачи и гидравлики
Пожарной и аварийно-спасательной техники
Высотной подготовки
Медико-биологических основ безопасности
жизнедеятельности
28,33
29
10
44
364к.
34
3, 274к
29
14
Мастерские
1.
Слесарная
Ремонта и обслуживания аварийноспасательной техники и оборудования
Тренажеры
- для работы на высотных объектах
- для работы в условиях разрушенных зданий и
конструкций (завалов)
ФИО зав. кабинетом
Босхонжиева Н.Н.,
Гасандаева Д.В.
Шоткаева И.А., Лиджеева
М.В.
Настинова Л.М., Фам А.Х.
Рогачев В.В.
Перекрестов С.А.
Каляев С.А., Сангаева Н.А.
Мальченко Л.Э.
Менкураева Т.Н.
Бетикеев Н.И.
Кирпилев К.С.
Убушаев Н.Л.
Бадма-Халгаев М.В.
Мальченков Л.Э.
Мартышкина В.В.
1.
2.
3.
1.
2.
- дымокамера
В
рамках
- для работы с дорожно-транспортными взаимодействия
МЧС РК
происшествиями
Учебная пожарно-спасательная часть
Учебная пожарная башня
Спортивный комплекс
Спортивный зал
Открытый стадион широкого профиля с
элементами полосы препятствий
Стрелковый тир
Залы
Библиотека, читальный зал с выходом в
Интернет
Актовый зал
31
сетевого
на базе
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОГЛАСОВАНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО
20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Образовательная база приема:
Квалификация:
основное общее образование
техник-спасатель
Нормативный срок освоения ППССЗ:
Автор-разработчик
ППССЗ:
3 г. 10 месяцев
БПОУ
РК
«Элистинский
политехнический колледж»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Представленная программа подготовки специалистов среднего звена по
специальности
СПО
20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
разработана в соответствии с
требованиями ФГОС,
утвержденного
приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 г. №352, зарегистрированного
Министерством юстиции 10.06.2014 г. №32657,
к содержанию и
материально-техническому обеспечению образовательного процесса; в
соответствии с запросами работодателей; учитывает особенности развития
Республики Калмыкия.
Вывод: данная программа подготовки
специальности
СПО
специалистов среднего звена по
20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
позволяет подготовить техников-спасателей
в соответствии с ФГОС и
запросами работодателей региона.
Первый заместитель начальника Главного управления
МЧС России по Республике Калмыкия
полковник
_______________В.С. Бандюков
32
Отзыв
на основную профессиональную образовательную программу среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях» (базовая подготовка), разработанную БПОУ
РК «Элистинский политехнический колледж»
Реализуемая основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02
«Защита в чрезвычайных ситуациях» представляет собой систему
документов, разработанную на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 20.02.02
«Защита в чрезвычайных ситуациях»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
18.04.2014 г. №352.
В программе дана характеристика профессиональной деятельности
выпускников, оценка результатов освоения ОПОП, кадровое обеспечение
образовательного
процесса
по
специальности,
характеристика
социокультурной среды образовательного учреждения, информационнобиблиотечное, материальное
обеспечение реализации образовательной
программы по специальности 20.02.02.
Программа состоит из следующих документов: учебный план,
календарный график учебного процесса, рабочие программы учебных
дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-оценочные средства,
программы практик.
Учебный план
содержит необходимый и достаточный для
формирования профессиональных и общих компетенций, предусмотренных
ФГОС, перечень учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Качество разработанных рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей также направлено на формирование общих и
профессиональных компетенций и соответствует требованиям ФГОС.
Контрольно-оценочные средства соответствуют целям и задачам
ФГОС,
учебному
плану,
программам
учебных
дисциплин
и
профессиональных модулей и гарантируют объективность оценки.
Таким образом, можно утверждать, что
профессиональная
образовательная программа среднего профессионального образования по
специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (базовой
подготовки)
разработанная БПОУ РК Элистинский политехнический
колледж»
соответствует
законодательству
РФ,
Федеральному
государственному стандарту специальности и может быть использована при
подготовке студентов по указанной специальности.
Первый заместитель начальника Главного управления
МЧС России по Республике Калмыкия
полковник
_______________В.С. Бандюков
33
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
358009, г. Элиста, пр. имени Чонкушова П.О., д. 1
БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»
телефон: (847-22)2-44-35,2-44-37,Факс: 2-06-39, e-mail: elista_politeh@rambler.ru
№ 01-03/1233 от «27» сентября 2019 г.
Первому заместителю начальника
Главного управления МЧС России
по Республике Калмыкия
полковнику В.С. Бандюкову
директора БПОУ РК «Элистинский
политехнический колледж»
К.Б. Дундуева
Уважаемый Василий Сергеевич!
Бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Республики Калмыкия «Элистинский политехнический колледж» в рамках
договора о сотрудничестве от 01.09.2015 г. №01/15 просит согласовать
образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по
специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях» на 2019-2020
учебный год, разработанную на основание Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования от
18.04.2014 г. №352 для подготовки в республике техников-спасателей.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
С уважением,
директор БПОУ РК «ЭПТК»
К.Б. Дундуев
34